"Лада-Консул"
EQUELINE

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Масти лошадей

В русском языке существует множество обо­значений для конских мастей и их разновидностей. Однако такие слова, как "чагравый" или "мухортый", можно найти лишь в старинных словарях; современные же конники употребляют лишь около 17 названий мастей. Но и этот список больше, чем у многих европейских народов. Возможно, отчасти поэтому наша классификация мастей несколько отличается от принятой за рубежом. Ведь здесь многое зависит и от традиции языка. Например, в английском, французском, немецком нет различий между саврасой и буланой мастями и отсутствует каурая, а гнедо-, рыже- и вороно-чалая воспринимаются французами и итальянцами как три совершенно разные масти, а не разновидность одной и той же, более того, вороно-чалая смешивается с серой.

Подчас "непонятные" слова восходят к заимствованиям у народов, оказавших в свое время большое влияние на формирование языка и культуры данной страны. Так, латинское слово badius (каштановый, гнедой) послужило основой для названия гнедой масти во многих романских языках - итальянском, испанском, французском. Возможно, латинского же происхождения в этих языках слова, обозначающие гнедо-чалую масть. Для Испании не прошло бесследно владычество мавров, известных коневодов: корни слов alezan (рыжий) и overo (один из типов пегой масти) считаются арабскими, причем от испанцев эти слова переняли французы.

В то же время многие русские названия мастей являются древними заимствованиями у тюркских народов. Например, слово "каурый" родственно татарскому "ковур" ("карий"). Вероятно, тюркские корни имеет и слово "саврасый", хотя его происхождение остается во многом неясным; его связывают с тюркским "сап-сары" — "чисто-желтый".

Вообще, даже с исконно славянскими словами не всегда все так просто. Например, что появилось вначале: название птицы ворона или вороной масти? Есть мнение, что слово "ворон" — краткая форма прилагательного "вороной", как, например, "черный" и "черен", а происходит это слово в конце концов, от того же корня, что и германское ( и английское) warm "теплый, горячий".

Известное у большинства славян слово "гнедой" пришло к нам из такой седой древности, что даже филологические исследования не проясняют до конца его происхождения. Наиболее вероятная гипотеза прослеживает родственные слова лишь в древнеисландском, латинском и древнегреческом языках. Общее значение этих слов, когда-то, возможно, употреблявшихся и другими индоевропейскими народами: "дым, чад", "паленое мясо", "дым от сжигаемых жертв, которым питаются боги". Смысловая связь с названием масти была, возможно, та же, что у "паленого" и "подпалины": ведь гнедая лошадь при солнечном свете имеет более яркий, "огненный" оттенок, чем соответствующая ей рыжая, а главное, у нее черный, "горелый" длинный волос.

Слово "караковый" (в старину еще говорили "карий") происходит от тюркского "кара-кула", т.е. "черно-бурый". Во многих других языках, например, в немецком, такая окраска называется "черно-гнедой" (schwarzbraun): ведь от очень темной гнедой она отличается только более ярко выраженной зональностью распределения черного пигмента. Очень похожее слово black-brown есть и в английском языке. По-видимому, в прошлом английское название гнедой масти было аналогично немецкому: brown (дословно "коричневый, бурый"), но затем его вытеснило слово bay французского происхождения. Потом black-brown сократилось в просто brown, из-за чего эту масть иногда путают с бурой.

Игреневая масть в европейских языках обычно также считается разновидностью рыжей; просто отмечается, что у нее белые (серебристые, льняные) грива и хвост. Слово "игреневый" по происхождению гибридное: с одной стороны, это древнее заимствование у тюрок. Но тюркское "йирен", "джерен" и т. п. произносится без "г". По-видимому, окончательно это слово сформировалось под влиянием русского "игривый" (раньше говорили "игрений", "игрелевый"), и первоначально имелась в виду не масть, а характер коня (кстати, джерен — это туркменское название джейрана, известного своей резвостью и осторожностью, а не какой-нибудь необычной окраской).

Отсутствует у многих народов и отдельное название для бурой масти: такую лошадь называют "угольная", "печеночная", "жженая" или какая-либо еще особая рыжая. В принципе это и есть относительно редкий самый темный из возможных, "меланизированный" оттенок рыжей масти. Правда, и рыжая масть по-английски называется каштановой, а по-французски обозначается особым термином, который относится только к лошадям и не имеет других значений. Возможно, и появилось отдельное название бурой масти потому, что называть рыжей лошадь почти черного цвета как-то странно. И не подобное ли "проектирование" общеупотребительного значения слова на "лошадиное" повлияло на названия разновидностей серой и чалой масти? Тюркское заимствование "чалый" не имеет более широкого значения, и производные от этого слова "гнедо-чалый" и "рыже-чалый" больше похожи на строгие термины из ученой книжки, чем словно сошедшая с палитры художника "красно-серая" .

Главное отличие чалой масти от серой в том, что она практически не меняется в течение жизни. Кроме того, у чалой лошади обычно на голове и ногах белых волос почти нет, здесь сохраняется цвет фоновой масти. В Европе были одно время популярны лошади "моренкопф" - серые с черной или "маврской" головой, — по-видимому, вороно-чалые. Оригинальные названия оттенков мастей приняты у англичан: "синий", "красный" и даже "клубничный".

Серая масть - седеющая, и если у новорожденного жеребенка белых волос еще нет совсем, то годам к пяти он может стать совершенно белым. Правда, называют такую лошадь все равно светло-серой, чтобы подчеркнуть, что масть ее та же, что была прежде, когда она была темнее. С возрастом на поседевшей добела лошади может появиться "гречка" - своего рода регенерация пигмента в виде темных или рыжих крапинок. Светло-серых лошадей с очень темными гривой и хвостом раньше иногда называли горностаевыми. Светло-серая масть всегда считалась "вельможеской".

Слово "буланый", возможно, происходит от татарского "булан", "болан" — олень, лось. Интересно, что американское название этой масти — buckskin — переводится как "оленья кожа". Есть еще тюркское слово "боланмак" — "темнеть, делаться мутным"; оно больше подходит для темно-буланой лошади, у которой по желтому фону как бы угольной пылью рассыпан на голове, шее, плечах, спине и крупе темный пигмент. Эта масть очень эффектна, если она "в яблоках"; без «яблок" она приобретает мутноватый буро-желтый оттенок, напоминающий окраску шакала. Похоже, именно этот оттенок французы иногда называли louvet - "волчий".

На Западе соловые лошади часто называются паламино. В отношении слова "паламино" единого мнения нет, но возможно, что оно происходит от имени дона Хуана де Паламино, которому Кортес подарил солового коня благородных кровей. По другой версии оно происходит от названия сорта испанского винограда – paloma , что означает "голубка". Испанцы соловых лошадей завезли в Америку, где от них произошел своеобразный тип лошади - паламино, единственным селекционируемым признаком которой является соловая масть. Масть паламино проявляется в различных породах, и поэтому термин "паламино" относится к типу масти, а не специальному типу лошадей. О происхождении этого типа масти точно ничего не известно, но считается, что она произошла от арабских лошадей. Одной из наиболее загадочных проблем паламино является то, что их нельзя "вывести наверняка". То есть, при скрещивании лошадей масти паламино вероятность того, что жеребенок будет этой же масти равна 50%. Остальные 50% делят светло-рыжие и псевдо-альбиносы (изабелловая масть) – по 25%, на каждую масть.

Трудно сказать, где впервые появились буланые и соловые лошади, но еще в древности отмечалось, что столица Парфии Ниса "всех лошадей имеет желтых". Прямые потомки парфянских коней - ахалтекинцы - унаследовали от них эти масти и яркие золотистые оттенки. Соловые лошади были у короля Йемена. Но особенно популярными они стали в XV в. при дворе испанской королевы Изабеллы, в честь которой и получили свое название. Так имя Изабеллы, ревностной защитницы католической веры и "спонсора" экспедиций Христофора Колумба, превратилось в название конской масти: соловой — у испанцев и немцев и буланой — у французов и итальянцев.

В словарь В. И. Даля также было внесено слово "изабелловый", но впоследствии его вытеснили исконно-русские назва­ния. В XX в. его снова ввели в употребление, чтобы отличать от соловой очень светлую масть с розовой кожей и голубыми глазами — таких лошадей англичане и французы называют кремовыми. Изабелловых лошадей еще иногда принимали за альбиносов, что тоже неверно: белорожденной лошади и у альбиноса весь волосяной покров имеет от рождения снежно-белый цвет, а у изабелловой на желтоватом фоне легко различимы белые отметины и пежины. Кроме того, эти масти имеют совершенно разную генетическую основу: изабелловые жеребята обычно рождаются от двух буланых или соловых родителей, поэтому изабелловые лошади всегда появля­ются в популяции, где эти масти широко распространены, на­пример, в таких породах, как ахалтекинская, лузитанская, ­паламино, уэльский пони. С одной стороны, изабелловую масть часто считают нежелательной, так как лишенный пигмента организм более уязвим для воздействий среды. С другой стороны, лошадь с редкой и оригинальной мастью выглядит эффектнее, она невольно приковывает внимание.

Белорожденные же лошади чрезвычайно редки, в течение всего XX в. отмечены считанные случаи появления этой мутации. Считается, что эта масть обусловлена единственным доминантным геном, который в гомозиготном состоянии становится летальным. Это значит, что от двух белых лошадей в двух случаях из четырех можно получить белых жеребят, в одно - цветного, и в одном - белый жеребенок погибнет либо до, либо сразу после рождения. Эта сложность, по-видимому, и стала одной из причин вырождения в XIX в. белых лошадей Фредериксборгского завода в Дании и завода Герренхаузен в Германии: в стремлении получить, как можно больше белых жеребят спаривали белых лошадей с белыми, а в результате получали лишь половину ожидаемого. Впрочем, если один родитель будет белый, а другой — цветной, белую масть получит тоже лишь половина жеребят. "Породу" современных белых лошадей вывели американцы от рожденного в 1906 г . жеребца Олд Кинга. С 1937 г . ее разведением занимается "Клуб лошади альбино".

Еще одна масть из числа самых редких и оригинальных — чубарая. Чубарая масть известна с глубокой древности. Возможно, она распространилась из древнейшего центра культурного коневодства - Средней Азии. Китайцы к этой масти были явно неравнодушны: чубарые лошади часто появляются на их картинах. Эта масть и поныне встречается в аборигенных породах Центральной Азии: алтайской, казахской, монгольской. В. Фирсов даже отмечал у казахов особую породу чубарых лошадей - иссыккульскую, причем этим "пучеглазым" лошадям приписывалась способность отгонять злых духов. Попадались чубарые и среди карабаиров. По свидетельству одного из авторов прошлого века, "лейбгвардия окандского повелителя ездила на великолепных туркестанских лошадях тигровой масти".

Немцы называют чубарую масть тигрово-пегой, но как раз "тигровых" полос на таких лошадях нет; здесь больше подошло бы сравнение с пятнистыми кошками: барсами, леопардами. Этот тип окраски также один из наиболее сложных: ведь в нем участвуют сразу две фоновые масти. Несмотря на огромное разнообразие его вариантов, все они складываются из комбинаций двух типов пятен: во-первых, небольшие разбросанные по всему телу пятна овальной формы, и, во-вторых, белое "пятно-чепрак" с центром на крупе. Пятна ориентированы по потокам шерсти и на крупе больших размеров, чем на боках, плечах и шее; величина их колеблется от детской ладони до крупной монеты. Пятен может быть очень много, а может быть очень мало — одно-два.

Кожа чубарой лошади на открытых участках в розовых крапинках и пятнах и под белыми участками шерсти тоже лишена пигмента; на копытах перемежаются темные и светлые полосы. Характерный вид имеют глаза таких лошадей: размеры радужной оболочки меньше, чем обычно, и в углах глаз всегда видны белки. Хвост и грива часто редкие.

В породе чубарых лошадей аппалуза выделяется шесть разновидностей: леопардовая (пятна на белом фоне), бело - и пятнисто-чепрачная (с достаточно четким "чепраком"), "в снежинках" (по всему телу лошади разбросаны белые крапинки), мраморная (смесь белого и цветного волоса создает впечатление прожилок на мраморе), "в инее" (на фоновой масти остается лишь густая крапчатость в верхней части крупа, что-то вроде "выродившегося чепрака").

Одна из разновидностей чубарых лошадей – датский кнабструп. Лошади этого типа обладают белым окрасом с равномерно разбросанными коричневыми или черными пятнами на теле, голове и ногах. Из-за масти и умного, доброго нрава, кнабструп очень популярен на цирковой арене.

Пегая масть образуется у лошадей с нарушенной цветовой пигментацией шерсти. Может быть рыже -, гнедо - и вороно-пегая. Это лошадь по основной масти, которой разбросаны большие белые пятна различной формы. В Америке лошади с таким типом масти могут быть зарегистрированы либо как пейнты, либо как пинто, в зависимости от определенных критериев. Спектр цветов пейнтов включает все известные в лошадином мире оттенки. Рисунки же варьируют от минимального белого пятна, до почти полностью белой окраски с минимальным окрашенным участком тела. Рисунки различаются по расположению цветных участков на теле лошади, два основных типа окраски называются оверо и тобиано.

Лошади овера имеют следующие характеристики: белый цвет обычно не пересекает спину между холкой и хвостом; одна или все четыре ног и темного цвета; белые участки не симметричны, а скорей разбросаны или разбрызганы (ситцевый рисунок); хвост обычно однотонный.

Лошади тобиано: темный цвет на одном или обоих боках; все четыре ноги белые, по крайней мере, ниже колена и скакательного сустава; темные участки имеют симметричные овальные или круглые очертания и спускаются по шее и груди, образуя так называемый щит; хвост обычно двухцветный.

Лошади пинто должны иметь заметные белые отметины на теле, исключая голову и ноги, эти отметины должны быть достаточно большими.

В Европе разнообразные экзотические масти были осо­бенно популярны в XV—XVIII вв. Мода на соловых, буланых, чубарых, пегих, белорожденных лошадей особенно широко распространилась среди знати в период барокко. Позднее, когда требования к лошади изменялись, предпочтение стали отдавать лошадям темных мастей, так как считали их более выносливыми и крепкими. Кроме того, масть коня пытались связать с его нравом и темпераментом: вороных считали норовистыми и злобными, светло-серых - смирными, как овечки, рыжим приписывали нервозность и пылкий темперамент. Множество подобных примет существовало у различных восточных народов, причем подчас они были связаны с силой и резвостью коня и даже судьбой его владельца. Например, туркмены очень любят гнедых коней. У них даже есть пословица: "Среди коней отличается гнедой, среди джигитов - смелый". Туркмены еще говорят: «Не бери рыжего, украшай серого, содержи буланого, езди на гнедом» - и считают гнедых лошадей самыми сильными и резвыми. О силе гнедого коня упоминают и арабские поверья: "Некогда не покупай рыжей лошади, продай вороную, заботься о белой, а сам езди на гнедой". Рыжая масть долгое время олицетворяла огонь, и считалось, что такие лошади "холерические, огненные и неумеренные", вороные "с черной желчью, горячие, злые, с трудом обучаемые, не решительные и не надежные, часто и близорукие", белые – "флегматичны и изнежены": чем белее масть, тем флегматичнее лошадь, а вот гнедые считались "бодрыми, смелыми, полнокровными, сильными, способными и трудолюбивыми". Однако современные исследования не подтвердили зависимости между мастью лошади и хозяйственно-полезными качествами.

В современном спортивном коневодстве придерживаются того правила, что "хорошая лошадь всегда имеет хорошую масть", и не отдают предпочтения какой-либо из мастей, имеющейся в породе. В то же время для некоторых пород масть, даже определенный ее оттенок, становится чем-то вроде фирменной марки: например, кливлендские лошади все гнедые, фризы - вороные, фьорды - саврасые. Есть породы, в которых одна или две масти доминируют. Правда, соотношение мастей в породе - вещь непостоянная: еще в начале века среди тех же фризов было много гнедых, а серые ахалтекинцы попадались чаще, чем сейчас буланые; в то же время из андалузской породы исчезли такие масти, как чубарая, пегая, соловая и буланая. Но самый богатый выбор разнообразных мастей можно найти, как правило, среди аборигенных пород.

Наши предки придавали масти коня большое значение: сколько примет, предрассудков и поверий связано с этой вро­де бы второстепенной деталью экстерьера! У древних индийцев слово "буланый" превратилось в название лошади вообще. Богам посвящались лошади определенных мастей, часто редких и необычных. Да и в наши дни масть лошади ставит перед человеком немало самых разных загадок.

Литература

·        Баланин В.И., Вилль А.В. и др. "Всё о лошади" Санкт-Петербург, "Лениздат" – 1996г.

·        Ливанова Т. "Масти". Журнал "Золотой мустанг" 1998 г ., №4, стр.38

·        Волкова Е. "О чем расскажет масть коня?". Журнал "Золотой мустанг" 1998 г ., №5, стр. 36-39

·        Витт В.О. "Практика и теория чистокровного коневодства" Москва, 1957г.

·        Джудит Дрэйпер "Лошади и уход за ними". Москва, 1997г.

·        Ливанова Т.К. "Своя лошадь: советы коневладельцам" Москва, "Колос", 1994г.

·        Свечин К.Б., Бобылев И.Ф., Гопка Б.М. "Коневодство" Москва, "Колос", 1992г.

·        Красников А.С. "Экстерьер лошади" Москва, "Государственное Издательство Сельскохозяйственной Литературы", 1957 г .

О.А. ХЕЛЬСТРЕМ.
Московская Государственная Академия Ветеринарной Медицины и Биотехнологии им. К.И. Скрябина.
2002г.

 

Категория: Статьи | Добавил: vvg (07.02.2009)
Просмотров: 3482 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость