Биологические особенности лошади • Осязание: Самое важное из ощущений лошади. И зимой и летом у лошади усиленный обмен веществ для согревания, она потеет всей кожей во избежание перегрева. Поэтому разгоряченную скачкой лошадь в холодную погоду необходимо накрывать попоной. Лошади осязают чувствительными щетинообразными волосками, расположенными около глаз, ноздрей, на губах и подбородке, в ушах. У лошадей развито тактильное чувство. Несмотря на шерстяную "одежку", она кожей почувствует, как на нее сел комар или муха. У лошади очень чувствительные губы. Ими она может расстегнуть пуговицу на одежде человека. Из кормушки, в которую засыпано несколько килограммов овса и три горошины, животное выберет весь овес. А горошины оставит на дне. Способность тонко осязать заложена и в подошвах копыт лошадей. • Обоняние: Развито очень сильно. Например, по запаху лошади узнают свою сбрую, седло, денник; мать - жеребенка и наоборот. Жеребец по запаху определяет состояние кобыл в табуне, границы своих или чужих владений, помечая их. На расстоянии 1,2 - 1,5 м лошади различают съедобные и несъедобные травы. • Слух лошадей намного совершеннее, чем у людей. Лошади слышат высокочастотные звуки, могут дифференцировать удары метронома, например, отличают 116 колебаний в минуту от 120. • Зрение: Благодаря особому расположению глазных яблок на голове лошади видят на все 360 градусов, за исключением двух «мертвых» точек: прямо перед лбом и небольшой участок сзади. Лошади довольно хорошо видят в темноте, особенно четко различают яркие предметы. Они различают цвета в убывающем порядке: зеленый, желтый, красный, синий. Хорошо видят вблизи (могут улавливать мимику и малейшие жесты), но плохо вдали. Точка схождения направления глазных осей из-за бокового расположения глаз составляет примерно 4 метра (зависит от формы головы). Поэтому чтобы разглядеть предметы, расположенные ближе 4-х метров, лошадь вынуждена поворачиваться к ним то одним, то другим глазом. • Лошади видят меньше деталей, чем люди, но у них более широкое поле зрения, чем у нас. • Большинство лошадей имеют темные глаза (обычно коричневые). Некоторые люди считают, что лошадь хуже видит голубым глазом. Однако, наука этого не доказала. Голубой глаз - результат отсутствия пигмента в радужке. Это никак не может ухудшить зрение. Зрение лошади сильно отличается от нашего. И то, что видите вы, когда смотрите на что-то, сильно отличается от того, что видит лошадь. • В скелете лошади насчитывается около 212 костей (В различных источниках приводятся цифры от 205 до 252). В отличие от большинства млекопитающих у них отсутствует ключица, что создает значительную амплитуду в подвижности лопатки, обеспечивая больший захват пространства в движении передних конечностей. • Уникальный профиль арабского скакуна определяется строением его скелета, по некоторым параметрам отличающегося от лошадей других пород. У арабов 17 ребер (у других лошадей 18); 5 поясничных позвонков (у других лошадей 6) и 16 хвостовых позвонков (у других лошадей 18). • Лошади имеют легкие емкостью до 50л. При напряженной работе они могут увеличивать частоту дыхания в 5-7 раз, а легочную вентиляцию в 10-12 раз. При этом лошади способны переходить с аэробного дыхания (удовлетворены потребности в кислороде) на анаэробное (в организме создается дефицит кислорода). Однако при долгой работе эти ресурсы истощаются, что может привести к гибели животного. • Дыхание лошади в покое равномерное, 8-16 раз в минуту. • Сердце лошади имеет большой объем и весит обычно 4-5 кг. У лучших по работоспособности лошадей может достигать 8 кг. В состоянии покоя сердце бьется ритмично - 30-40 сокращений в минуту. В резвой скачке пульс лошади повышается до 120-130 ударов в минуту, а объем проходящей через сердце крови составляет при этом 150 л и более. Дыхание лошади в покое равномерное, 8-16 раз в минуту. • Обычная температура тела лошади - 37,5 - 38,5 градусов. • Лошади видят цветные сны • Средний вес лошадей составляет: - пони - 100 - 200 кг (Существуют миниатюрные пони с весом взрослых особей 14 кг.) - лошади местных пород - менее 400 кг - верховые и легкоупряжные - около 500 кг - взрослые тяжеловозы - 700 - 900 кг Определить вес лошади можно по формуле: Вес (кг) = обхват груди (см) * 6 - 620 (формула А. Моторина) Другой метод расчета: Вес (кг) = обхват груди (см) * К , где К = 2,7 (для легких верховых лошадей), К = 3,1 (для средних лошадей) К = 3,5 (для крупных лошадей). • Рост определяют по высоте в холке: различают лошадей: - до 100 см - пони (в разных странах пони, или карликовыми лошадьми, называют животных с различной высотой в холке. Например, в США к пони относят лошадей ниже 142 см). - до 140 см - очень мелкие. - до 149 см - мелкие. - до 159 см - средние. - до 170 см - крупные. - выше 179 см - очень крупные (самые крупные лошади - породы шайр - достигают до 2-х метров в холке). Лошадь продолжает расти до 5 - 6 лет. • Средняя продолжительность жизни лошади составляет 20 - 25 лет (максимальная достоверно известная продолжительность жизни лошади составила 62 года - столько прожил конь по кличке Старый Билли (Old Bill), родившийся в 1760 году в Ланкашире). • Полной работоспособности лошадь достигает в возрасте 4 - 5 лет и сохраняет свои рабочие качества до 18 - 20 лет. Возраст лошади можно определить не только по зубам, но и по коже: потяните кожу коня на щеках или плечах: если быстро оттянется - молод, а не быстро - стар. • Лошади выпивают в зависимости от возраста и живой массы летом за сутки 30-60 литров воды, зимой 20-25 литров. • Средняя продолжительность жеребости кобыл - 11 мес. (335 дней). Кобылы абортируют чаще, чем животные других видов, особенно в первые три месяца. "Скинуть" кобыла может незаметно, а бывает, что зародыш просто рассасывается, поэтому месяца через три повторно проверяют жеребость. • Максимальное зарегистрированное количество жеребят, родившихся у одной лошади за всю жизнь - 19. • Лошади способны при спаривании со своими родственниками по роду давать гибриды: с ослами - мулов и лошаков, с куланами - конекуланов, с зебрами - зеброидов. Все гибриды бесплодны. Практическое значение для человека имеют только мулы, происходящие от самцов ослов и кобыл. Мулы отличаются спокойным характером, большой силой и выносливостью. При этом продолжительность жизни мулов вдвое превышает продолжительность жизни их родителей и составляет 50-60 лет. • Лошади смертельно боятся пчел. Несколько десятков пчелиных укусов - такое бывает, если напал рой - способны убить взрослого коня. • Скорости нормальных аллюров (на 1 км): Шаг - 10 минут. Рысь укороченная - 7 - 8 минут. Рысь строевая - 5 минут. Рысь прибавленная - 3 - 4 минуты. Галоп манежный - 7 - 8 минут. Галоп свободный - 3 - 4 минуты. Галоп полевой - 2 - 2,5 минуты. Карьер - галоп в полную возможность лошади (резвый галоп). На скачках скорость карьера превышает 60 км/час (Рекорд - 53,7 сек/км). Интересные факты • Слово "лошадь" восточные славяне переняли у тюркских наездников, у них оно звучало как "алоша". Слова же "конь", "кобыла", "жеребец" - чисто славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку. • Самое короткое слово, обозначающее лошадь, это - "Ук" - в языке кочевников внутренней Монголии. Самое длинное "Оквилаупаракламарукоаллунакланата" - использовали индейцы Перуанского племени Мицран. Оно примерно обозначает - "Лысый гуанако белого человека, пришедшего с моря". • В любом современном цирке диаметр арены равен 13 метрам. Цирк в современном виде появился в 18 веке, а его «отцом» считается англичанин Филипп Астли. Именно он опытным путём установил, что для лошадей наиболее удобно в полном галопе бежать по кругу диаметром 13 метров. Такой диаметр арены сегодня соблюдается во всех цирках мира. • По статистике смертность от удара некованым копытом выше, чем от подкованного. • Лошадь - священное животное двадцати трех народностей (главным образом в Северной Африке и Ближнем Востоке).
Арабские лошади на иракских динарах, 1981
• У Петра I была любимая кобыла Лизетта - отдалённый потомок персидских лошадей. Не видя долго своего хозяина, она вырывалась из конюшни, невзирая на запоры и стражу, и искала царя. Только он сам мог увести её в конюшню. Верой и правдой служила Лизетта царственному хозяину, особенно во время Полтавской битвы. Её чучело хранится в Санкт-Петербурге. • По преданиям, купленный в Турции снежно-белый арабский жеребец Сметанка обошелся графу Орлову в 60 тысяч рублей. В то время как весь годовой бюджет государственного коннозаводства составлял тогда около 25 тысяч рублей. • В 1981 году на 11 международном аукционе гнедой чистокровный арабский жеребец Песняр, выращенный в Терском конном заводе, был продан в США за 1 миллион долларов. Такие деньги нигде и никогда ранее не платили за арабскую лошадь. Знаменитые лошади. • Буцефал - конь Александра Македонского (356 – 323 до н. э.). Македонский король Филипп II купил лошадь для своего сына в 343 году до н.Конь оказался с диким нравом и объездить его никому не удавалось. Александр, которому было 12 лет, догадался, что Буцефал просто боится теней, и повернул коня мордой к солнцу. Конь спокойно позволил юноше сесть на себя. С того дня только Александр мог ездить на нем. В переводе с греческого его кличка означает "бычьеголовый". В добавление к этой не очень красивой для лошади характеристике скажем, что у него были по два недоразвитых пальца на передних ногах, как у далекого предка лошадей меригуппуса. По всей вероятности, рост Буцефала был немногим больше, чем у клеппера. В старину вообще рослой лошадью считалась лошадь до 140 см в холке! С Буцефалом Александр стал в течение следующих лет одним из самых больших завоевателей истории. Не раз Александр был обязанным жизнью своей надежной лошади. Буцефал донес Александра до Индии, когда ему было около 30 лет. Конь погиб спасая жизнь своего господина. На месте гибели своего любимца, после битвы с индийцами в 326 году до нашей эры, великий полководец основал город Александрия Буцефала (Alexandria Bukephalos), ныне Lahore. Вскоре после этого он и сам умер в 33 года. • Инцитатус (Быстроногий) - лошадь Калигулы Гая Цезаря. Калигула жил в период с 12 года до н.э. по 41 год н.э., и был римским императором, сын Германикуса (Germanicus) и преемник Тибериуса (Tiberius) (37 год н.э.). Из-за развратного и жестокого поведение он прослыл невменяемым. Римский историк Суетониус (Suetonius) лишь спустя годы после смерти Калигулы задокументировал, что "помимо стойла из мрамора, кормушки из слоновой кости, пурпурных попон и ошейника отделанного драгоценными камнями, он даже подарил этой лошади дом... Также говорится, что он намеревался сделать его Консулом. "Ко времени менее осторожного историка Дайо Кассиуса (Dio Cassius), слух стал "фактом": "Он даже обещал назначать [свою лошадь] консулом, обещание, что он конечно выполнит, если он жил дольше. " • Эклипс выступал на скачках двадцать три года и ни разу не был побежден. Его предком был арабский жеребец Дарли, один из основателей английской породы. Его экстерьер был на редкость странен: зад высок, плечи тяжелые и длинные, а когда скакал, то так тянул морду к земле, что жокеи часто с него сваливались. После вскрытия рекордсмена выяснилось, почему он не знал поражений: у лошади века было феноменальное сердце - весом 6 кг 300гр! • Абсент - вороной жеребец, принадлежит к одной из древнейших пород верховых лошадей - ахалтекинской, он неоднократный чемпион СССР с 1959 по 1963 год. Это самая знаменитая лошадь СССР. В 1960 году на XVII Олимпийских играх в Риме Сергей Филатов завоевал на нем в выездке первую высшую олимпийскую награду в истории советского конного спорта. Это был фурор! Для конного спорта СССР это было так же значительно, как полет первого человека в космос. Родился Абсент в Джамбульском конном заводе в 1952 году. Его отцом был серый Араб (одна из любимых лошадей маршала Жукова), матерью - буланая Баккара. Двухлеткой Абсента перевели в Луговской конный завод, где он и прошел первоначальный тренинг. Элегантный вороной красавец Абсент, с белой звездочкой во лбу и в белых чулочках на ногах, поразил всех в Москве на ВДНХ своей удивительной нарядностью, изяществом форм, гармоничностью сложения. Он - рекордист породы 1958 года. Его движения - плавные, мягкие, отточенные - удивляли и восхищали весь спортивный мир. Участник трех Олимпиад: Рим (1960 год)- I место и Токио (1964 год) - III место под седлом С.Филатова, Мехико (1968 год) - IV место, теперь уже с И.Калитой, он установил своего рода рекорд. В руки Сергея Ивановича Филатова Абсент попал в 1958 году, за два года до Олимпиады в Риме. Первоначальной специализацией и коня и всадника был конкур - преодоление препятствий. Но с Абсентом еще в Луговском заводе занимались выездкой. Филатов к моменту встречи с Абсентом уже имел опыт выступлений в высшей школе верховой езды на Ингасе, даже принимал на нем участие в соревнованиях за границей, но успеха не имел. В выездке вообще очень специфичное судейство, зачастую субъективное. Многочисленные сложные фигуры, и оценка не только за чистоту исполнения и послушание лошади, но и за ее темп, темперамент; посадку и одежду всадника. А у каждого из пяти судей - свой вкус. Поэтому для победы, особенно в самых престижных состязаниях, всадник и лошадь должны быть или действительно Совершенством, или много лет хорошо знакомы международным судьям по выступлениям, причем небезуспешным. У Филатова с Абсентом до Олимпиады в Риме было всего два года, а у Абсента почти ”не было” шага, т.е. он, конечно, умел ходить шагом, но не широким, который так важен в выездке. Зато он был великолепен на других аллюрах. Абсент оказался очень способным. Понятливость в освоении и совершенствовании элемента за элементом, плавность переходов из аллюра в аллюр, а также природные данные - легкость и широта движений на рыси и галопе, гибкость, безупречный экстерьер - все это сделало его за год лидером нашей страны по выездке. Уже летом 1959 года Филатов и Абсент выехали за рубеж - в Лейпциг на сельскохозяйственную выставку социалистических стран. В том же году Филатов на Абсенте стал чемпионом Спартакиады народов СССР по выездке в личном зачете. И еще раз - заграница: предолимпийские состязания в Санкт-Галлене в Швейцарии. Здесь наша пара заняла второе место после Г.Шаммартена. Удивительно, как темпераментная лошадь с серьезным характером сумела за два года освоить все фигуры Большого приза! С.И.Филатова в подготовке Абсента вдохновлял пример Николая Ситько - знаменитого армейского всадника, которого больше полувека знала вся конная рать нашего огромного государства, и не только знала, но и восхищалась им, училась у него. Филатов и сам творчески подходил к работе: интересен факт, как он поставил Абсента на пассаж. Недостатком Абсента было то, что он не опускал пясть вертикально, хотя мягко поднимал ноги с необходимым продвижением. Сергей придумал приспособление в виде длинного шеста с планкой-уголком и прямо с седла при работе над пассажем подставлял его к передним ногам лошади. И научил-таки правильному элементу! Тем не менее случались и срывы. Абсент отлично помнил все - как ласку, так и наказание. И мог ”засбоить” в том самом месте манежа, где его наказывал Филатов. Тем более, что Абсент был жеребцом, а это - не безразличный ко всему мерин... Филатов с коноводом Володей Алексеенко, отрабатывали элементы, особенно пиаффе, старались рассеять нежелательный динамический стереотип Абсента. В Рим Абсента везли в железнодорожном вагоне до Одессы, затем - морем, а из итальянского порта - снова в вагоне. Не было тогда замечательных коневозок, в которых не так мучителен дальний путь для лошадей, и нет нужды в перепогрузках. Состязания начались 5 сентября. Участников Большого приза - 17. И все - мировые звезды: двукратный олимпийский чемпион швед Генри Сен-Сир, американка Патриция Гэлвин, знаменитые немцы Неккерман и Шпрингер, швейцарцы Фишер, Шаммартен... Выступление Филатова шло в полнейшей тишине огромного Пьяца ди Сиена. В заключение обязательной программы Большого приза, которую пара Филатов-Абсент отъездила безукоризненно, шквал восторгов взорвался над стадионом, долго не затихая. В переездке - пятеро, и среди них Филатов и еще один наш соотечественник - Иван Калита. Только после просмотра записи на кинопленку всех участников переездки судьи вынесли вердикт: олимпийский чемпион - Сергей Филатов на Абсенте! Эту победу обеспечили не только достоинства замечательной лошади, но также воля и характер всадника, его дисциплинированность. Филатов никогда не позволял себе расслабляться с момента въезда в манеж и до выезда из него, вел лошадь как по струнке от буквы к букве и каждый элемент выполнял очень качественно. Благодарные люди установили памятник коню. Он находится в с. Когершин, что в Кулановском (бывшем Луговском) районе Джамбылской области (Казахстан), на территории конного завода № 97, перед входом в конно-спортивный манеж. Скульптура выполнена из кованой меди московским скульптором-анималистом Э.Н.Гиляровым. Она привлекает внимание четким силуэтом общего рисунка, тонко смоделирована, экспрессивна. Абсент энергично и четко вышагивает аллюр. Мышцы головы жеребца напряжены, уши навострены, будто он прислушивается к ритму шага, чтобы не сбиться. Но скульптурное изображение не отражает сущности этой замечательной лошади. Абсент, воплощенный в памятнике, совсем не похож на себя. Однако есть великолеп-ные портреты Абсента под седлом С.И.Филатова, выполненные известным скульптором, заслуженным художником Иосифом Ивановичем Козловским. Они сделаны вскоре после победы этого дуэта на Олимпийских играх в Риме. Одна скульптура - Абсент на пиаффе. Автору удалось удивительно живо схватить движения Абсента: он действительно выполняет рысь на месте. Художественная вещь правдиво передает облик всадника и лошади. Автору удалось отразить и совершенство экстерьера Абсента, и элегантную посадку Филатова. Он сидит, как влитой, составляя с конем единое целое. Поистине - кентавр! Вторая скульптура - Абсент, гордо застывший на месте. Свободно повернута голова, уравновешен корпус. Всадник всем своим обликом и неповторимой посадкой очень узнаваем: Сергей Иванович Филатов. Оба они - всадник и лошадь - это блистательная эпоха нашего конного спорта. Один портрет Абсента кисти А. Глухарева экспонируется в музее коневодства МСХА им.К.А. Тимирязева, другой, менее известный, — в ресторане «Гранд Империал», там же находится и его отличная скульптура работы заслуженной художницы Роксаны Кирилловой. Советскому спорту Абсент служил до 18 лет, затем из него едва не сварили казы по причине халатности работников конезавода. После столь сильного морального потрясения конь попал в конюшню московских армейцев. "Демобилизовавшись", Абсент вновь вернулся на родину, а затем был переправлен доживать свой век на 54-й конезавод, что на берегу Иссык-Куля. Умер он 2 февраля 1975 года, прожив 23 года. Незадолго до смерти его посетил заслуженный мастер спорта Сергей Иванович Филатов, прошедший вместе с Абсентом тернистый путь славы длиною в 8 лет. Трогательная сцена прощания двух великих спортсменов запечатлена в документальном фильме «Абсент — сын Араба и Баккары» («Казахфильм», 1975г. режиссер О.Абишев). Сам Сергей Иванович в 1962 году написал интересную книгу о своей работе с Абсентом «Рим рукоплещет». Мифология • Единорог - мифическое животное с телом лошади и наличием одного прямого рога на лбу – элегантный, но свирепый зверь. Его белый цвет символизирует чистоту и девственность. Рог в центре лба единорога такой острый, что порезаться может каждый, прикоснувшийся к нему. Рог единорога очищает все, к чему прикасается, и является символом очищения и интеллекта. Единорог одновременно означает как мужскую, чистую проникающую силу, так и женскую мудрость, чистоту и целомудрие. По легенде единорог никого к себе не подпускал, его могла приручить только девственница. В христианстве признан символом очищающей силы и женского целомудрия. Единорог, являясь лунным знаком, уравновешивает солнечную энергию льва. В Китае означает изобилие, долголетие и добродетели правления • Кентавры - мифические существа, полулюди – полукони, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Символизируют мудрость и благожелательность. Символизирует превращение человека в животного - знак исцеляющей мощи природы. Считалось, что кентавры рождались из тучи. Кентавр - стреляющий из лука представлен в астрологии знаком стрельца, знаком огненной и очистительной стихии. • Пегас - крылатый конь. Символ вдохновения у поэтов, в древнегреческой мифологии крылатый конь муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отрубил ей голову. От удара копыта Пегаса забил чудесный источник, дающий вдохновение творческим натурам. Символизирует вдохновение, созерцание прекрасного и красноречие. В европейской геральдике Пегас использовался в гербах мыслителей и творцов.
|